Новости
18 октября 2017, 03:32

Александр Сысов: “Если бы не история Древней Руси, возможно, не работал бы в школе”

Педагог-мужчина в школе — явление довольно редкое. Журналист «Спектра» встретился с учителем истории и обществознания школы № 112 Александром Сысовым.

Разговор получился неожиданным: Александр Иванович переключил внимание от своей личности к возможному преобразованию всей педагогической структуры.

— Александр Иванович, как школа вошла в Вашу жизнь? Выбор профессии был осознанным?

— Я никогда не мечтал стать учителем. Так сложилось. Когда окончил ЧГПУ с красным дипломом, хотел продолжить изучение предмета в аспирантуре, но тогда, в кризисные годы, на это требовались деньги. Таких возможностей у меня не было. И в 1997 году, после института, начал работать учителем истории в родной школе на Вязовой. Через год призвался в армию, а потом двенадцать лет преподавал в ПЛ № 125 Трёхгорного. В 112-ую пришёл, когда закрыли училище.

С детства любил историю, профессионально изучаю её уже почти 20 лет.

Историей начал интересоваться в четвёртом классе. Всё началось с Древней Руси, а потом увлёкся изучением революционного и постреволюционного периодов. Но главной темой всегда было прошлое Горнозаводского региона. Покопавшись в своей родословной, выяснил, что мой род и по материнской, и по отцовской линии восходит от тех, кто пришёл когда-то осваивать наш край. Мои предки больше двух столетий живут на этой земле. Они, вероятнее всего, были в числе первых переселенцев, привезённых сюда из Приволжья Твердышевым и Мясниковым — основателями железоделательного производства в Горнозаводском регионе. В частности, выяснил, что кое-кто из моих предков работал на рудниках Бакала.

— Ученики разделяют Вашу любовь к истории?

— Не скажу, что увлечение школьников историей или краеведением имеет массовый характер — кстати, это нормально. А если учесть, что наша школа — учебное заведение с физико-математическим уклоном, точные науки здесь более популярны. Но всегда есть категория детей, которым история интересна.

К пониманию важности изучения своего прошлого человек приходит в более зрелом возрасте, зачастую, когда теряет своих близких. Так что интересуйтесь историей. Потом не у кого будет спросить «о делах давно минувших дней».

— Какой подход к ученику Вам ближе? Выбирая между «кнутом» и «пряником», чему отдаёте предпочтение? Как «боретесь» с теми, кому чужда позиция «хочу всё знать»?

— С детьми не нужно бороться. Зачастую приходится занимать нейтральную позицию. Пока ребёнок самостоятельно, добровольно не набьёт себе «шишек», он ничего не поймёт. Педагогический успех, на мой взгляд, зависит от настроения класса. Даже смышлёных детей, если они в данный момент не настроены на получение знаний, сложно чему-то научить. Это нужно учитывать. Но есть классы, где детям всё интересно. К ним хочется идти на урок, рассказывать, слушать их.

— Насколько я знаю, Ваша мечта об аспирантуре сбылась?

— Да. Второй год учусь в аспирантуре в Челябинске. Человек должен самосовершенствоваться всю жизнь. А как по-другому? В нашей профессии это важно вдвойне. Педагог, который перестал развиваться, начинает де-градировать. Нужно постоянно держать руку на пульсе жизни. Всё течёт, всё меняется. Открываются архивы, идёт переосмысление тех или иных событий. История принадлежит к разряду наук, которые находятся в постоянном движении.

— А так ли необходим (как раз из-за того, что открывается всё больше источников) в школе XXI века посредник между, например, историческими фактами и их потребителями?

— Сейчас, имея под рукой массу всевозможных информационных ресурсов, можно самостоятельно изучить всё: прослушать курс лекций маститых учёных на любую тему, получить методическую литературу и так далее.

Думаю, профессия учителя в том виде, в котором она есть сейчас, когда-нибудь перестанет существовать. Возможно, в школах останутся некие координаторы учебного процесса, которые будут формировать перечень тем, график занятий, раздавать детям методические материалы. Ученики смогут прослушивать или просматривать лекции лучших специалистов страны в конкретной области знаний, а уровень усвоения материала будет определяться при помощи всевозможных тестовых заданий. Наверное, сейчас всё это кому-то кажется фантастикой, но перемены уже происходят в нашей системе. И они, наверняка, продолжатся.

Новые схемы образовательного процесса — это дань прогрессу. Ведь существует «структурная безработица», которая случается время от времени из-за того, что какое-то производство устаревает. В начале XX века, например, крестьянский сын, не умеющий запрягать лошадь, умер бы с голода. Гужевой транспорт был основой экономики его домашнего хозяйства. А сейчас утрата этих знаний никого не беспокоит. Подобное было всегда, во всех странах мира.

Зачем цепляться за архаичные технологии, если время требует других механизмов? Уже сейчас существуют различные формы дистанционного образования, когда лекции читает, скажем, маститый учёный.

— А как же в таком случае будет происходить социализация ребёнка? Ведь в школе он получает не только знания, но и учится общению с другими людьми?

— О формах социализации ребёнка, о его воспитании, умении жить в коллективе придётся подумать. Ведь человек — существо общественное.

— Пока школа всё же остаётся вторым домом для учеников и педагогов. Какие слова хотели бы сказать своим коллегам по образовательному процессу накануне Дня учителя?

— Всем педагогам желаю здоровья и всевозможных профессиональных успехов! А детей я бы попросил с большим уважением относиться к своим учителям, даже если они не являются сейчас, как в XIX веке, единственным источником знаний.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg